Стручаева Анна Владимировна            

Подготовка к ВПР 7 класс

 

 

 

 

И С Т О Р И Я

 

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение работы по истории в 7 классе дается 60 минут. Работа состоит из 12-ти заданий. Ответами к заданиям 1, 2, 4, 6 и 7 являются цифры, последовательность цифр или слово (словосочетание). Задание 3, 8-12 требуют развернутого ответа. Задание 5 предполагает заполнение контурной карты.

 

Проверяемые элементы содержания

 

1.       История России

1.1.    Василий III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Война с Великим княжеством Литовским. Органы государственной власти в первой трети XVI века. Местничество. Местное управление: наместники. Система кормлений. Государство и церковь. Теория "Москва - Третий Рим".

1.2.    Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Денежная реформа. Период боярского правления. Московское восстание 1547 год.

1.3.    Принятие Иваном IV царского титула. Реформы "Избранной Рады" и их значение.

1.4.    Внешняя политика России в XVI веке. Присоединение Казанского и Астраханского царств. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея в 1571 году и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака на Сибирское ханство.

1.5.    Социальная структура общества. Указ "О заповедных летах".

1.6.    Политика опричнины. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

1.7.    Царь Федор Иванович. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние к Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ "Об урочных летах". Пресечение царской династии Рюриковичей.

1.8.    Культурное пространство России в XVI веке.

1.9.    Династический кризис. Земский собор 1598 год и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Приход к власти Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

1.10 Царствие Василия Шуйского. Переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 год. Первое и второе ополчения. "Совет всей земли". Освобождение Москвы в 1612 году.

1.11 Земский собор 1613 году и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Столбовский мир со Швецией. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

1.12 Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

1.13 Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Затухание деятельности Земских соборов. Соборное уложение 1649 года. Юридическое оформление крепостного права. Патриарх Никон. Церковная реформа. Раскол в церкви. Протопоп Аввакум. Старообрядчество.

1.14 Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая реформа.

1.15 Экономическое развитие России в XVII веке. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы.

1.16 Народы и регионы страны. Социальная структура российского общества. Народные движения. Соляной и Медный бунты в Москве. Восстание под предводительство Степана Разина.

1.17 Россия в системе международных отношений. Внешняя политика России в XVII веке. Смоленская война. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Война между россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-швецкая война 1656-1658 гг. Конфликты с Османской империей. "Азовское осадное сидение". Бахчисарайский мирный договор.

1.18 Российские землепроходцы. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова, исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и Сибири. Ясачное налогообложение.

1.19 Культурное пространство России в XVII веке.

2.       История Нового времени

2.1    Великие географические открытия. Первые колониальные империи.

2.2    Экономическое, политическое и социальное развитие Европы в конце XV - XVII века.

2.3 Культура и наука в конце XV - XVII века.

2.4 Реформация и Контрреформация.

2.5 Страны Европы в конце XV - XVII века.

2.6 Международные отношения в конце XV - XVII века.

2.7 Страны Азии в конце XV - XVII века.

3.       История родного края

 

Перевод первичных балов в отметки по 5-ти бальной шкале

 

Отметка по 5-ти бальной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-6

7-12

13-18

19-25

 Максимальный первичный бал - 25

 

Типы заданий, сценарии их выполнения

 

Задание 1 нацелено на проверку знания деятелей истории России и истории зарубежных стран (обучающийся должен соотнести события и их участников). За полностью правильный ответ ставится 2 балла, за одну ошибку – 1 балл, за 2 и более ошибки – 0 баллов.

Задание 2 нацелено на проверку знания исторической терминологии (необходимо написать термин по данному определению). Правильный ответ на задание 2 оценивается 1 баллом.

Задание 3 проверяет умение работать с текстовыми историческими источниками. Максимальный балл - 2 балла.

Задание 4 нацелено на проверку умения проводить атрибуцию исторической карты. Правильный ответ на задание 4 оценивается 1 баллом.

Задание 5 проверяет знание исторической географии и умение работать с контурной картой. Необходимо нанести на контурную карту 2 объекта. Правильный ответ на задание 5 оценивается 2 баллами.

Задание 6 и 7 нацелены на проверку знания фактов истории культуры России. В заданиях используется иллюстративный материал. В задании 6 требуется выбрать 2 памятника культуры, относящиеся к определенному времени. Правильный ответ на задание 6 оценивается 2 баллами. В задании 7 требуется указать памятник культуры по обозначенному в задании критерию. Правильный ответ на задание 7 оценивается 1 баллом.

В задании 8 требуется сопоставить по времени события истории России и события истории зарубежных стран. Правильный ответ на задание 8 оценивается 2 баллами.

Задание 9 предполагает проверку владения простейшими приемами аргументации. Необходимо выбрать из списка исторический факт, который можно использовать для аргументации указанной в задании точки зрения, и объяснить, как с помощью выбранного факта можно аргументировать эту точку зрения. Правильный ответ на задание 9 оценивается 3 баллами.

Блок из заданий 10-11 является альтернативным и предполагает выбор одного из 4-х исторических событий.

Задание 10 проверяет знание хронологии и умение отбирать исторические факты в соответствии с заданным контекстом. В задании требуется указать год, к которому относится выбранное событие, и привести 2 любых факта, характеризующих ход этого события.  Правильный ответ на задание 10 оценивается 3 баллами.

Задание 11 проверяет знание причин и следствий. В задании требуется объяснить, почему выбранное событие имело большое значение в истории нашей страны. Правильный ответ на задание 11 оценивается 2 баллами.

Задание 12 проверяет знание истории родного края. В ответе должно быть верно указаны 2 (два) названия городов (сел, деревень, улиц) и правильно охарактеризована связь этих названий с историческими событиями или деятельностью исторических личностей. Правильный ответ на задание 12 оценивается 4 баллами.

 

Приложение 1  Список важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран

 

Примерные варианты заданий:

Вариант 4

Вариант 10

 

 

О Б Щ Е С Т В О З Н А Н И Е

 

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
 
Дата последнего обновления страницы 13.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»